На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Огород, сад, балкон

69 618 подписчиков

Свежие комментарии

  • Модест
    Ну если есть старая овсянка, то почему бы и нет... У кого нет времени на эту ерунду, разводит удобрение из магазина и...Как при помощи ов...
  • ирина рязанцева
    Фанера для скворечников неподходящий материал! При её изготовлении используются клей, содержащий очень вредные вещест...Как сделать краси...
  • Traveller
    А ничего, что канцер дачнику и всем укушавшим обеспечен на 100%?Высокие грядки из...

Путешествие в подземный мир — сказка для детей и взрослых

Макоська сидел на подоконнике. Папа ушел на работу, сестра Таня — в школу, а мама — в магазин. А в садике сегодня — санитарный день. На Макоську можно положиться: он — большой, и через год пойдет в школу. Даже читать уже умеет! На коленях его лежал Танин учебник по «Окружающему миру». Наверно, это самый интересный учебник в школе, — здесь о том, кто и как живет в мире вокруг нас! Например, о том, кто живет под землей.

Почва в разрезе

На страничке пошевелилась буква «М»:
— Привет! — весело сказала она. Макоська вытаращил глаза:
— Ты чего шевелишься?!
— Так, просто. Одному, наверно, скучновато читать учебник, даже если он интересный. Давай читать вместе! Как тебя зовут?
— М-макоська. То есть, Санька. Макоськой меня зовут дома.
— Ласково как! Я не встречала раньше такого имени.
— Бабушка говорит, что в древности была такая богиня — Макошь. Она помогала всем мамам, бабушкам и детям. И детей поэтому звали Макоськами.
— Мне нравится. А меня как зовут ты уже знаешь. Звук — «м», а буква — «эМ». Зови меня Эмка, — и буква поклонилась в реверансе. — Как тебе учебник?
— Нравится, только иногда слова попадаются непонятные.
— Давай я тебе помогу! Где ты остановился?

Кто живет под землей?

— Я знаю! Мы с бабушкой на огороде видели дождевых червей!

Наш помощник

— Они делают в почве ходы, чтобы почва дышала!
— Правильно. Но кроме них в почве — целый мир!
— Но почва же плотная, как в ней жить?
— А давай станем совсем маленькими и заглянем в почву изнутри. Раз, два, три, — смотри!
— Вот это да! Целые лабиринты! Как город!

Почва под электронным микроскопом

— Да! Под электронным микроскопом один маленький комочек почвы как ваша девятиэтажка!
Со своими коридорами, комнатами, лестничными пролетами! Дождевые черви здесь — гиганты, они прокладывают улицы! А потом по ним идут корни растений.
— Смотри, озеро!
— Это обычная капля воды. Если поднести к ней игольное ушко, то получится вот так.

Жизнь в капле воды

Представляешь, какое это озеро малюсенькое? А сколько в ней жизни! Ученые выяснили, что в почве большинство организмов — такие же, как обитают в воде.
— Наверно, поэтому мы поливаем почву, чтобы озера не пересыхали?
— Да. Но ведь в природе ее никто не поливает! Вода заходит сюда сама, вместе с воздухом, по подземным ходам.
— С дождем?
— Не только. В воздухе всегда есть вода, малюсенькие капельки. Они задерживаются на частичках почвы — столько, сколько нужно для жизни подземного мира. Не понял? Ты вот сегодня из холодильника бутылочку с йогуртом достал. Она на столе постояла и стала мокрой. Было такое?
— Да.
— Бутылка — холодная, воздух — теплый. Капельки воды из воздуха прилипли к холодной бутылке (конденсировались), к ним — другие. И так до крупных капелек. Также происходит в прохладной почве, когда в нее заходит теплый воздух.
— Понятно. Ой, кто это!? Колокольчики на длинных ножках шевелятся!

Коловратки

— Это коловратки, микро-животные. Здесь в озере столько всего водится! Смотри! А вон за углом пробежал почвенный клещик!
— Он — хороший или плохой?
— Он ест инфузорий. Но ведь, если их размножится слишком много, будет непорядок! Он следит, чтобы всех было понемногу. И всем хватало еды.
— А что любят обитатели почвы?
— Все — разное. Одни — воздух, они селятся поближе к поверхности почвы. Другим воздух — как яд, они забираются поглубже. Одни помогают растению убрать ослабленный корешок, а другие следят, чтобы первые ели только больные корешки и не трогали здоровые.
— А что это за желтоватые трубы?
— Корни растений. А те беленькие, что потоньше, — нити грибов.

Корень + гриб = микориза

Смотри, они иногда соединяются! Грибы дружат с растениями. Растения умеют делать сахар, это происходит высоко над землей, в листьях, на солнышке. Подземные жители любят сахар, но никто внизу делать его не может, — солнца нет. Зато под землей жители умеют хорошо готовить то, чем питаются растения. И тогда было придумано обмениваться: растения грибам и микробам — сахар, а взамен — питательный почвенный раствор. Всем хорошо!
— Здорово! Как в дружной семье! Я тоже помогал осенью собирать бабушке яблоки, а она взамен кормила меня пирогом с яблоками! Как здесь хорошо!
— Так бывает не всегда. Бывает, случается катастрофа. Например, почвенные этажи кто-то сломает огромной лопатой. Тогда почвенные этажи перемешиваются. Одни — за- дыхаются без воздуха, другие наоборот — умирают от отравления кислородом.
— Страшно, Эмочка! И озера тогда высохнут, инфузорий и коловраток не будет! А кто же кормить растения будет?
— Растениям приходится тогда есть самим. Только у них в одиночку это хуже получается. А от плохого питания они могут заболеть в любой момент. Тем более, что на место друзей в почву приходят недруги. Эти микробы и грибы очень выносливые и злые, как пираты. Они не помогают растениям, а наоборот, могут убить здоровые корни. Люди называют их болезнями и травят ядохимикатами.

На безжизненной почве

— Молодцы, научились помогать растениям!
— Нет, Макоська. От ядохимикатов микроорганизмам-помощникам нет никаких шансов завестись в почве снова. Болезни-то более живучие! И справиться с ними могут только возрожденные почвенные микроорганизмы-помощники.
— Где же их взять?
— Можно внести вместе со здоровой почвой: аккуратно, стараясь не разрушить комья земли. А можно полить раствором, содержащим таких почвенных помощников, — «эффективными микроорганизмами» называются. Их изобрели японцы, а производят сейчас в разных городах, даже у нас в России. Сокращенно зовут их ЭМ.

Создатель ЭМ-препаратов Теруо Хига

— Ой, они тоже — Эмки, как ты!
— Точно!
— Я смотрел рекламу про йогурт.
Если есть что попало или пить часто антибиотики, то в кишечнике заведутся болезни и живот будет пучить. А выгнать оттуда их помогут хорошие микробы — лактобактерии.
— Поэтому так важно, что попадает в твой организм. Или в организм большого существа, или целого мира — почвы. На тех участках, за которые отвечает человек, он отвечает за почвенное здоровье. И ниче- го лишнего, что помешает жизни по- чвы, он не должен в нее выбрасывать или выливать. Если, конечно, хочет, чтобы его растения чувствовали себя хорошо.
— Динь-динь!
— Что это? — Макоська вспомнил, что так звонит сигнал домофона. Он открыл глаза и посмотрел на часы. Наверно, пришла мама из магазина. Как быстро прошло время!
— Мама, — с порога начал рассказывать он, — я познакомился с Эмкой!
И он рассказал маме самое интересное, самое главное из своего путешествия.

Что рассказал Макоська маме?

— Я наверное спал, и мне все приснилось?
— Да, дорогой. Но прежде чем уснуть, ты успел прочитать в учебнике многое. И это поможет тебе не наделать ошибок, когда ты коснешься в жизни почвенного мира.

Источник

Картина дня

наверх