Сад в стиле модерн
Если бы модерн стал самостоятельным садовым стилем, то добавил бы ландшафтному направлению изящества и символизма. Сад LIBELLULIDAE, показанный на Московском Фестивале садов и цветов — размышления и фантазии ландшафтного архитектора Дианы Сабировой на эту тему.
О проекте Место: Москва, Парк искусств «Музеон», VI Московский Международный Фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Размер: 100 кв.м
Авторы проекта: ландшафтный архитектор Диана Сабирова, студия ландшафта «ЛД-Студио»; скульптор Виктория Чичинадзе
Партнеры: питомник «СЕВЕРНЫЙ»; Садовый центр Gardens; ООО «Зеленый Мир»
Фото: Марат Яхин и Диана Сабирова
«Меня всегда привлекал стиль модерн. Идея создать сад в этом стиле возникла давно. На мой взгляд, пространство частного сада — идеальная среда для него. Но если попытаться вспомнить памятники садово-паркового искусства в рамках этого стиля, то, скорее всего, эта задача вызовет затруднение, поскольку в первоначальном виде они не сохранились. Научных изысканий и исследований на эту тему практически нет. Выставочный сад — это мой реверанс в сторону стилистики модерна», — рассказывает Диана Сабирова.
На фото: брошь «Женщина-стрекоза», ювелирная работа Рене Лалика, принадлежавшая Саре Бернар Этот стиль рубежа веков, с его любовью к растительному миру, плавным формам, гротеску, экзотическим и сказочным сюжетам, женским образам, утонченными силуэтам мифических созданий — наяд, русалок и насекомых — ярко проявился в ювелирном искусстве Рене Лалика.
На фото: скульптура женщины-стрекозы, автор Виктория Чичинадзе LIBELLULIDAE — крупнейшее семейство стрекоз
Диану восхищал и привлекал образ женщины-стрекозы в ювелирных шедеврах Лалика. Уже за несколько лет до создания сада она попросила свою подругу,талантливого скульптора Викторию Чичинадзе, подумать над возможностью обратиться к этому образу в формате садовой скульптуры.
Контур пруда напоминает брошь с фигурой женщины-стрекозы в центре. Эта скульптура — центральный элемент и главный акцент сада, пространственная и смысловая жемчужина, кульминация.
Девушка держит в руках лист кувшинки, из которого едва слышно, по каплям, мерно льется вода. Да и сам полузаросший пруд с кувшинками на темной глади — один из садовых мотивов модерна.
Скульптура девушки-стрекозы выполнена в бронзе с тонировкой. Первоначально авторы сада хотели заполнить крылья полудрагоценными камнями и эмалями, чтобы проникающие сквозь них солнечные лучи отбрасывали цветные блики на поверхность воды. Но опытный образец оказался слишком тяжелым, и от этой идеи отказались. Камни использовали только в прическе. Если внимательно приглядеться, на голове девушки можно заметить крупный лабродорит.
В этом саду передний план устроен таким образом, что кулиса прекрасно просматривается. Мягкие очертания рельефа (а это и пейзажный принцип посадок) создают меланхолическое настроение и романтическую атмосферу ар нуво.
На фото: люпины (Lupinus); видовые дельфиниумы (Delphinium); медуница (Pulmonaria); разные виды шалфея (Salvia); вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia); валерьяна (Valeriana); яснотка (Lamium) Здесь нет прямых углов, правильных геометрических форм, зато есть плавная текучесть изгибов и асимметричность, свойственная модерну. Длинный причудливой формы миксбордер, извивающийся змейкой по краю пруда, свободные пышные посадки — эти излюбленные элементы сада в стиле модерн соответствуют пейзажному стилю в ландшафтном дизайне.
На фото: лук-резанец (Allium schoenoprasum), бузульники (Ligularia), страусник (Мatteuccia), дельфиниумы Диана подбирала растения, ориентируясь на стилистику модерна. Она собрала и «оживила» в одном месте растения из произведений Лалика и других мастеров этой эпохи. Поэтому береговая линия заполнена папоротниками (Ferns), разными видами и сортами ирисов (Iris), чертополохами (Carduus), молочаем (Euphorbia)двурогим, мордовниками (Echinops), синеголовниками (Eryngium), фиалками(Viola), незабудками (Myosotis), дягилем лекарственным (Angelica archangelica),гортензиями черешковыми (Hydrangea petiolaris).
В пруду были нимфеи или кувшинки (Nymphea), рогоз (Typha), стрелолист(Sagittaria), сусак (Butomus) и другие водные растения.
Вьющиеся ползучие растения с плавными изгибающимися стеблями характерны для садов в стиле модерн. Они же — элемент живописи этого периода. В саду LIBELLULIDAE гортензия черешковая (Hydrangea petiolaris) — деревянистая листопадная лиана — обвивается вокруг стволов существующих в парке кленов.
Популярны в саду модерна деревья с плакучей или зонтикообразной формой кроны. «Меня спрашивали, что здесь делают ель обыкновенная Инверса и лиственница плакучей формы. На их месте правильнее и органичнее смотрелись бы плакучие ивы. Но с ивами получился бы правдоподобный “Аленушкин пруд”. А тут нужны были простые, известные всем растения (ель, лиственница), но необычных (культивированных форм). Это иллюстрирует и раскрывает одну из черт стиля — простое и понятное, но прихотливое и эстетствующее. Ель, но ель в образе», — объясняет Диана. Еще здесь есть раскидистая тсуга канадская (Tsuga canadensis), которая очень естественна и органична в своей растрепанности.
На фото: ангелика (Angelica archangelica) — самое высокое зонтичное и очень архитектурное растение На заметку: Ель обыкновенная Инверса (Picea abies Inversa) — плакучая форма, с узкой, неравномерно развитой кроной, ниспадающимивертикальными ветвями и нижними, лежащими на земле. У верхушки заваливающийся характер роста.
На фото: ирис сибирский (Iris sibirica) В саду росли разные сорта ириса сибирского. Ирисы — символы модерна — отличаются особенным изяществом контура цветка, утонченностью и мистицизмом.
На фото: ирис мечевидный (Iris ensata)
На фото: ювелирное украшение «Шпилька», Рене Лалик Красота, магия и очарование цветов стали источником фантазии ювелирного искусства Лалика, которого неслучайно называли «зачарованным ювелиром». «Глядя на украшения Лалика, понимаешь, как точно он улавливает самое интересное в образе того или иного растения, возводит эту характеристику в абсолютную доминанту и подчиняет ей всю композицию», — говорит Диана.
На фото: лук-резанец, дельфиниум и бузульник Магический и экзотический вид некоторых растений — в духе модерна. В этом саду такими качествами обладают похожие между собой синие или малиновые колючие цветы: синеголовник, мордовник и чертополох.
На фото: шалфей дубравный Аметист (Salvia nemorosa Amethist); короставник полевой (Knautia arvensis); манжетка мягкая (Alchemilla mollis)
На фото: видовые дельфиниумы; кровохлебка(Sanguisorba) Внутреннее внимание к деталям — еще одна черта модерна. Диане хотелось настроить заходящих в сад на некое детальное созерцание, обращенное внутрь
любование. Но невозможно предугадать, что будет располагаться по соседству: фуд-корт или гигантский хамелеон из деталей техники.А когда мешает визуальный фон и какофония звуков, не так легко настроиться на созерцание и покой. Сад вызывает ощущение, что был здесь всегда. Это чувство усиливается, если представить, что он находится не на территории парка «Музеон», а в окружении такой же чудесной природы и растворился в ней.
«Мы понимали, что это некоммерческий проект, сил и средств на который потребуется немало. Не все удалось и воплотилось так, как виделось и желалось. Но сад состоялся. Это была попытка, интересный опыт и реализовавшееся давнее желание», — рассказывает Диана.
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии