На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Огород, сад, балкон

69 592 подписчика

Свежие комментарии

  • ирина рязанцева
    Фанера для скворечников неподходящий материал! При её изготовлении используются клей, содержащий очень вредные вещест...Как сделать краси...
  • Traveller
    А ничего, что канцер дачнику и всем укушавшим обеспечен на 100%?Высокие грядки из...
  • Иван Переверзев
    Я всё это могу сделать но бухло перевешивает.... печально но факт.Чем бы дядьки не ...

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов.

Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием. 

Сандро Боттичелли. Алтарь Барди

Алтарь Барди

Сандро Боттичелли

1485, 185×180 см

Ян ван Эйк. Благовещение

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.

Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан (Альбрехт Дюрер «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»).

Альбрехт Дюрер. Праздник четок (Праздник розовых венков)

Праздник четок (Праздник розовых венков)

Альбрехт Дюрер

1506, 162×194.5 см

Герард Давид. Дева с младенцем и четырьмя ангелами

Ирис — белый символизирует чистоту,синий — материнскую скорбь.

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема (1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом» (Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.

Ян Давидс де Хем. Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп

Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп

Ян Давидс де Хем

85×103 см

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия,но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема -«Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты,а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе

Цветы в вазе

Ян Давидс де Хем

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем,не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.

Отто Дикс. Автопортрет

Автопортрет

Отто Дикс

Ганс Гольбейн Младший. Портрет купца Георга Гиссе

Портрет купца Георга Гиссе

Ганс Гольбейн Младший

1532, 97.5×86.2 см

Ян ван Эйк. Мужской портрет

Мужской портрет

Ян ван Эйк

1435, 41×31 см

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой

Мадонна с гвоздикой

Леонардо да Винчи

1478, 67×42 см

Андреа Соларио. Мужчина с розовой гвоздикой

Мужчина с розовой гвоздикой

Андреа Соларио

Дирк Якобс. Портрет Помпеюса Окко

Портрет Помпеюса Окко

Дирк Якобс

54×66 см

Отто Дикс. Автопортрет

Автопортрет

Отто Дикс

Ганс Гольбейн Младший. Портрет купца Георга Гиссе

Портрет купца Георга Гиссе

Ганс Гольбейн Младший

1532, 97.5×86.2 см

Интересно, что в случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. Например,чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом. Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху» (стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)

Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)

Альбрехт Дюрер

1493, 56×44 см

Братья Лимбург. Времена года. Апрель

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему «Месяцы» или«Времена года». Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре«Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных придворных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.

Но что нам «скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит «Автопортретс подсолнухом» Антониса ван Дейка! Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу (произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.

Антонис ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом

Автопортрет с подсолнухом

Антонис ван Дейк

1632, 73×60 см

«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина

Вообще, появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.

Мария Сибилла Мериан. Цветочный натюрморт в китайской вазе

Ботаника обрела самостоятельность,отделившись от медицины, составной частью которой была до этого. Вот и художники обратили особое внимание на цветочную живопись,к тому же ученые, большинство из которых работали в Голландии,заказывали рисунки растений для исследовательских целей.

«Чудесный гость далекого Ирана»

«Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.

«Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота (1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов (только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе

Цветы в вазе

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами

Ваза с цветами

Ян Давидс де Хем

1660, 69.6×56.5 см

Ян Давидс де Хем. Цветы

Цветы

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем. Цветочная композиция

Цветочная композиция

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем. Натюрморт

Натюрморт

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе

Цветы в вазе

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами

Ваза с цветами

Ян Давидс де Хем

1660, 69.6×56.5 см

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Якоба де Гейна,Руланта Саверея, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах.

Ян Брейгель Младший

Ян Брейгель Младший. Корзина с цветами

Ян Брейгель Младший. Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший. Флора в цветах

Флора в цветах

Ян Брейгель Младший

1640-е , 44×64 см

Ян Брейгель Старший. Слух

Ян Брейгель Младший. Пять чувств: зрение

  • Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Слух

  • Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Зрение

И, конечно, рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные «письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность,подозрительность, и обман. Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение. 
Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время,желание, порок, разврат, потерю невинности. А вот тюльпаны, памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания,торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.

Рафаэль Санти. Святое семейство под пальмой (Мадонна под пальмой)

Одуванчик, из символа младенца Христа (на тондо Рафаэля изображен слева у края плаща Иосифа) трансформировался в трогательное напоминание о детстве, тоске по прошлому.

Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.

Орест Адамович Кипренский. Бедная Лиза

Бедная Лиза

Орест Адамович Кипренский

1827, 45×39 см

Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета «Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).

Орест Адамович Кипренский. Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной

Орест Адамович Кипренский. Цыганка с веткой мирта в руке

  • Орест Адамович Кипренский Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной 1823

  • Орест Адамович Кипренский Цыганка с веткой мирта

А на портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.

Орест Адамович Кипренский. Портрет танцовщицы Е.А. Телешевой

Портрет танцовщицы Е.А. Телешевой

Орест Адамович Кипренский

1828, 64.2×55.5 см

«Где весело, туда лети, из лучших роз богине Флоре венок сплети…» Рубен Дарио

Цветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.

1931, 92×60 см

Тамара Лемпицка. Портрет Иры П.

Портрет Иры П.

Тамара Лемпицка

1930, 99×65 см

Тамара Лемпицка. Весна

Весна

Тамара Лемпицка

1930, 41×33 см

Тамара Лемпицка. Натюрморт с портретом Арлетт

Натюрморт с портретом Арлетт

Тамара Лемпицка

91×55 см

Тамара Лемпицка. Каллы

Каллы

Тамара Лемпицка

1931, 92×60 см

Тамара де Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. В картинах Джорджии О’Киф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Киф манифестацией «вечной женственности».

Джорджия О'Киф. Красная канна

 

  •  

Красная канна

Джорджия О'Киф

1919, 32.5×24.1 см

Джорджия О'Киф. Розовый душистый горошек II

Розовый душистый горошек II

Джорджия О'Киф

1940-е , 101.6×76.3 см

Джорджия О'Киф. Канна красная с оранжевым

Канна красная с оранжевым

Джорджия О'Киф

1922, 50.8×40.6 см

Джорджия О'Киф. Орхидеи

Орхидеи

Джорджия О'Киф

1941, 70.2×55.2 см

У древних италийцев с приходом весны над миром властвовала юная богиня распускающихся цветов — Флора. Ренессанс воскресил наследие античности,и цветы окружили жизнерадостных Венеру и Флору. Богини участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну,обоняние или зрение, землю или огонь (Ян Брейгель Старший. «Обоняние»).

Сандро Боттичелли. Весна (Примавера)

Весна (Примавера)

Сандро Боттичелли

1485, 314×203 см

«Ладонь твоя росой окроплена, Раскрылся пальцев розовый бутон» Данте Габриэль Россетти .


К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке— запертую энергию, примулы— символ юности,нарциссы— отражение мыслей.

Данте Габриэль Россетти. Вероника Веронезе

Вероника Веронезе

Данте Габриэль Россетти

1872, 109.2×88.9 см

Форд Мэдокс Браун. Выздоравливающая. Портрет жены художника


Фиалки — символ скромности и верности. Так, на портрете своей жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун вкладывает в руки своей возлюбленной, разрушенной алкоголизмом, букет из увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда она лежит в постели разбитая лихорадкой,она выглядит прекрасной и молодой,как когда-то».

Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля Россетти «Леди Лилит» (1867). Идею картины раскрывает сонет «Телесная прелесть»: «Спокон веков она мужей влекла, Улавливая души и тела В силки страстей, как в наши времена. Ей любы мак и томных роз цветы; Кого, Лилит, не зачаруешь ты, Твой поцелуй и сонных грез настой». Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.

Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит

Леди Лилит

Данте Габриэль Россетти

1873, 96.5×85.1 см

Эдвин Лонгсден Лонг. Серия Дочери Нашей империи

Значение первоцвета изменяется в зависимости от окраски,но в картине Эдвина Лонгсден Лонга«Дочери нашей империи. Англия: первоцвета» (1887) желтый задуман как символ молодости и любви.

Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность,плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапиваобозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

Джон Эверетт Милле. Офелия

Офелия

Джон Эверетт Милле

1852, 76.2×111.8 см

И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.

Титульная иллюстрация: Рембрандт ван Рейн. Флора

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх