На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Огород, сад, балкон

69 613 подписчиков

Свежие комментарии

  • Модест
    Ну если есть старая овсянка, то почему бы и нет... У кого нет времени на эту ерунду, разводит удобрение из магазина и...Как при помощи ов...
  • ирина рязанцева
    Фанера для скворечников неподходящий материал! При её изготовлении используются клей, содержащий очень вредные вещест...Как сделать краси...
  • Traveller
    А ничего, что канцер дачнику и всем укушавшим обеспечен на 100%?Высокие грядки из...

Секреты,традиции и мистика русской бани

http://img11.nootropos.ru/8/6/6/9/4/63534e463b910422782b7e029c1.jpg

Русская банька — небольшая бревенчатая избушка, деревенская «ванная комната», построенная почти возле каждого дома. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее? Однако испокон веку наши предки относились к ней с особым почтением. Ведь баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым — настоящим окном в иное измерение.

Навьи чары

О том, что баня — постройка загадочная, говорит её история. Более тысячелетия назад славяне стали строить подобные домики, и не только для гигиенических процедур, но и отдавая своеобразную дань умершим предкам. Считалось, что духи ушедших в иной мир людей — навии — должны совершать необходимые им омовения и ради этого они пользовались банями живых. В определённые дни славяне жарко топили бани, оставляли там чистые полотенца и, как следует поддав пару, уходили, после чего не смели даже приближаться к заветному месту некоторое время. Нужно отметить, что зачастую проводилась нехитрая проверка, заставляющая хозяев поверить в то, что их мыльню действительно посещали гости из потустороннего мира. Так, прежде чем закрыть баню перед приходом навий, на полу рассыпали немного золы и пепла, после чего почти всегда на таком «ковре» обнаруживались отпечатки куриных лапок. Но куры-то в баню не заходили!

Приход христианства уничтожил многие языческие традиции, а вот бань новые веяния почти не коснулись. Однако именно в то время было выпущен ряд негласных церковных распоряжений, касающихся мылен, которые просуществовали вплоть до 20-го века. Так, в бане — месте, где обитает нечистая сила, — запрещалось вешать иконы, а «мыльную утварь» — тазы, шайки и банные веники — нельзя было заносить в дом. Вымывшись, человек должен был окатить себя холодной водой или же окунуться в озеро или пруд, дабы отогнать от себя нечисть. Но даже такое очищение не давало ему права посещать храм Божий в банный день. Вот потому-то и считалось большим грехом мыться в среду, пятницу и воскресенье — святые дни — и по православным праздникам. Таким образом, банным днём стала суббота, свободная от церковных служб, также изредка считалось возможным мытье во вторник и четверг.

Не только сама мыльня, но и место, где она построена — «банище», — считалось нечистым. На месте сгоревшей бани или разобранной обветшавшей долгое время нельзя было строить избу, иначе, по поверью, нечисть не даст покоя хозяевам нового жилища.

Что говорить о годах минувших, когда и в наши дни можно легко убедиться в уникальности банных домиков. Если проехать по любой заброшенной деревушке, можно наблюдать такую картину: дома, покинутые хозяевами, разваливаются, простояв заброшенными несколько лет. А вот бани выглядят крепкими, как в день постройки, будто их охраняют неведомые навьи чары.

Image result for русская баня

Банные хозяева

Наши предки считали, что потусторонние сущности, обитающие в бане, самые злобные и непредсказуемые из прочей дворовой нечисти. Возглавлял пантеон «мыльных» духов банник — маленький пучеглазый старичок с густой бородой. Считалось, что хозяин мыльни обитает в «банном озере» — в воде, что собирается под полом бани после мытья и стирки белья, или же за каменкой. Согласно некоторым поверьям, банник поселяется в мыльне сразу же после её постройки, и чтобы задобрить капризного старичка, люди приносили ему жертву — задушенную чёрную курицу, которую закапывали под порогом новостройки. Другая версия гласит, что банник вместе с семейством заселялся в мыльню только после того, как под её полом соберется достаточное количество воды.

Чтобы ладить с хозяином бани, людям приходилось соблюдать целый ряд строгих правил. Мыться разрешалось только до наступления темноты, а после полуночи наши предки вообще боялись переступать порог бани. Ни в коем случае нельзя было посещать мыльню пьяным, а уходя, следовало оставлять баннику немного воды в ковше, кусочек мыла и веник, чтобы хозяин мог ночью вдоволь попариться.

Приходя в баню, следовало поздороваться с хозяином и попросить у него разрешения помыться. Напарившись, уходить из бани нужно было пятясь, не поворачиваясь к парилке спиной.

Тех, кто нарушал эти правила, ждало страшное наказание. В лучшем случае рассердившийся банник мог ошпарить провинившегося кипятком или напугать до полусмерти, а в худшем — «запаривал» ослушников до смерти. Людей, слишком задержавшихся в бане, хозяин выгонял со своей территории, обернувшись огромным котом с шерстью колючей, как иглы ежа.

Долгое время наши предки верили в то, что банник — мужчина семейный. Жену хозяина мыльни прозывали шишигой. Это была здоровая толстая бабища с растрёпанными космами сырых волос и длинными острыми когтями. Никогда, ни при каких обстоятельствах наши предки не посмели бы поторапливать человека, мывшегося в бане.

Одно из первых упоминаний бани в русских летописях относится к 10-му веку. Желая отомстить древлянам за убийство своего мужа Игоря, княгиня Ольга предложила послам древлян попариться в бане и сожгла их.

Ведь если шишига слышала, как кто-то зовёт парящегося, то тут же хватала бедолагу и утаскивала его за печь или же обдирала с него мясо до самых костей.

Гораздо добрее относилась к людям маленькая старушка, обитающая в мыльнях, — баба-банница. Считалось, что эта бабушка могла снять любою хворь и всегда помогала занедужившему человеку, обратившемуся к ней с добром и лаской. Однако рассеянным мамашам следовало опасаться банницы. Ведь если оставить в бане без присмотра ребёнка, старушка мигом утащит малыша, подбросив на его место уголёк или старый веник.

Девичья магия

С особым почтением к баньке относились незамужние девушки. Ведь гадания и привороты, сделанные в ней, были самыми верными. Однако прежде чем ворожить в заповедном месте, красавицам следовало ублажить банника, так как его предсказания считались самыми верными. И если напророчит хозяин мыльни бедного и пьющего жениха — придётся незадачливой ворожее всю жизнь мучиться с никудышным мужем. Кроме того, отправляясь ночью в баню, девушки нарушали главное правило банника, запрещающее приходить к нему в неурочное время. По этой причине, готовясь к ворожбе, потенциальные невесты приносили с собой в баню кусок хлеба, посыпанный крупной солью, который оставляли на печке-каменке.

Кроме всего прочего, баня помогала девушкам стать «румяней и белее» и вообще превратиться в настоящих красавиц. Так, юные крестьянки, мечтающие о пышном бюсте, тёрлись грудью о наружный угол бани.

Просватанная девушка обязательно накануне свадьбы шла в баню вместе с подружками. Ополоснувшись, невеста аккуратно собирала стёкшую с неё воду, чтобы потом незаметно добавить её в еду жениха и его родственников. Данный обряд гарантировал девушке ласковый приём в семье мужа, а также долгую и счастливую супружескую жизнь.

Совет и любовь

Долгое время было обязательным посещение бани молодоженами на второй день после свадьбы. Причём нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми молодой пары. Новоявленные супруги шли в баню рано утром, её для них жарко топили сваха и дружка жениха. Прежде чем звать мыться жениха и невесту, пар в бане поддавали мёдом, а на угли кидали хмель и кусочки хлеба, чтобы молодые всегда жили в достатке и довольстве. Когда баня была готова, родители жениха благословляли, молодожёнов таким наказом: «Жена, мужа почитай, как предков своих; муж, жену береги, как трубу на бане!». Отправляясь в баню, молодая жена несла с собой новое полотенце — подарок баннику, чтобы тот принял её как нового члена семьи, разрешал впредь пользоваться своей мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.

Вернувшимся из бани молодожёнам мать невесты вручала свёрток, в котором лежали жареная курица и специальный пирог-банник. Супруги обязательно должны были съесть это угощение до последней крошки, чтобы избежать бед и несчастий в семейной жизни.

Image result for русская баня

«Банник, помоги родить!»

Ещё наши предки свято верили, что рождение ребёнка в бане гарантировало лёгкие роды и счастливую жизнь новорождённому. Причём в бане роженица находилась с повитухой не меньше трёх дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.

Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение матери и ребёнка, приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить».

Затем она брала малыша на руки, и трижды обходила с ним вокруг бани, шепча при этом старинные заговоры и призывая высшие силы даровать новорождённому счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.

Все то время, пока роженица с младенцем жили в бане, их нельзя было ни на минуту оставлять без присмотра. Иначе баба-банница утащит младенца, или же сам банник подсунет вместо новорождённого своего ребёнка — нескладного увальня с узкими глазами, который не доживал и до пяти лет.

По истечении трёх дней женщина с новорождённым возвращалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мать впервые показывала младенца его отцу. То время, что роженица жила в бане, считалось «женскими днями», и нарушить уединение матери не мог ни один мужчина. Исключение делалось для деревенских колдунов или знахарей, если требовалась их помощь при трудных родах или неожиданной болезни новорождённого.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх