На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Огород, сад, балкон

69 592 подписчика

Свежие комментарии

  • ирина рязанцева
    Фанера для скворечников неподходящий материал! При её изготовлении используются клей, содержащий очень вредные вещест...Как сделать краси...
  • Traveller
    А ничего, что канцер дачнику и всем укушавшим обеспечен на 100%?Высокие грядки из...
  • Иван Переверзев
    Я всё это могу сделать но бухло перевешивает.... печально но факт.Чем бы дядьки не ...

Сад камней по дзену — история, философия и руководство по созданию

Сад камней берет свое начало в Японии. Он бросает вызов определению «сада» в обычном смысле этого слова. Это не место, где можно найти ряды пышных деревьев, богато украшенную беседку или пруд, в котором резвится красивая рыбка. Нет лужаек с зеленой травой, нет вообще ничего. Кроме песка, гальки и редких акцентов из мха и неописуемых кустарников. Также нет большого разнообразия цветов, гамма единая и скромная. Прежде чем научиться тому, как создавать собственный сад камней на даче своими руками, важно понять, как этот уникальный стиль садоводства появился и какая фундаментальная философия стоит за его созданием.

Краткая история: эволюция японского сада камней

V–VIII век. Чтобы понять эволюцию дзен-сада, нам сначала нужно взглянуть на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, источников бессмертия. В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахи, которая в свою очередь переносит его на один из островов бессмертных. Там рыбак женится на принцессе и сам становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, вскоре после того, как он ступает на знакомый берег, рыбак сразу же стареет и умирает.

Даосские бессмертные острова вдохновили не только фольклористов, но и создателей садов в Японии с пятого по восьмой век. Это влияние было настолько сильно, что слово «сад» в те дни было равно «шима», что означает «остров». В типичный японский сад этого периода обычно входит большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда должен быть хотя бы один остров или просто большой горный камень, символизирующий землю неувядающей молодости и вечной жизни, как это было в рассказе об Урашима Таро.

Конец VIII–XII век. Столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовники стали снижать свое внимание китайскому даосизму и посвятили свои усилия развитию искусства, которое показывало бы их собственную культуру. Сады были устроены таким образом, что изображали японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, сооружения, окружающие сад, должны быть соединены друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, чьи формы и цвета меняются от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбе в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада отражает суть буддизма, а также душевное ощущение от гражданских войн, которые бушевали по всей стране во второй половине этого периода. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего естества и бесконечном цикле смерти и возрождения. На психологическом уровне это показывает, что зловещие войны заставили людей понять, как неустойчива и мимолетна жизнь, насколько она красива, как и эфемерная краса природы: весенние цветы, которые живут лишь неделю, яркая листва, которая умрет под снежными шапками…

XIV–XVI века. Около конца XI века сухие скалистые ландшафты являлись частью японских садов. Профессиональные садоводы тогда назывались «ishitate-so», что означает «монахи, которые располагают камни». Но только в период Муромати сад камней достиг своей славы, наследие которой продолжается по сей день. Мусо Сосэки, великий монах Дзэн, считался отцом ландшафтного дизайна Дзэн. Именно он создал одни из самых старых садов и положил путь к популярности этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали превратности жизни, сады периода Муромати полностью отвергали переходные явления и бессмысленность материального мира. Садоводы в этот период создали дзен-сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кустарники, но им никогда не доставалось центральное место в композиции.

Это не означает, что садоводы Муромати полностью отбросили традиции прудовых садов ранних дней Японии. Сады камней метафорически представляют собой водоемы. Монахи рисуют волнистые узоры на песке, чтобы имитировать волны. Все камни в саду также представляют собой классические элементы: острова, горы, деревья, мосты и даже животные. Мусо Сосэки прекрасно подвел эту идею мнимых компонентов в своей поэме Стихи о сухом пейзаже:

Без единой песчинки,

Горы возвышаются;

Без падения одной капли,

Потоки набирают силу.

Все сады Дзен, которые появляются после периода Муромати, продолжают эту традицию. По сей день в Японии и других странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров.

Философия, которая стоит за садом камней

Традиционно сады Дзен не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное царство для монахов, где царит спокойствие. Итак, как может бесплодный сад иметь такое значение в практике этих священнослужителей?

В дзен-буддизме чтение Священных Писаний и чтение молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно также медитировать и работать физически. В каменном саду дзенские монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель сгребания песка заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а в контроле собственной мысли. Другими словами, это вид медитации.

Природа Будды. Дзен — школа мысли или способ мышления. Основная деятельность последователей — не изучать его, а скорее учиться и восстанавливать свою «первоначальную природу», которую часто называют «природой Будды». Возделывая сад, монахи создают миниатюрный образ Вселенной в ее самой первой форме.

Реальность против манипуляции. В саду камней элементы представляют горы, деревья или животных. Песок символизирует простор воды или водопад, спускающийся с горы. Тем не менее, на самом деле, камни — это всего лишь камни, а песок — только песок. Это глубоким образом отражает то, как люди по обычаю манипулируют природой, приписывают значения окружающим нас вещам и в процессе этого обманывают себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, что многие люди оценят очень высоко. Многие из них готовы заплатить высокую цену или даже взять долг, чтобы купить крошечный кусочек этого драгоценного камня. Во многих случаях это становится причиной зависти, жадности и поверхностного счастья. Но на самом деле, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи, освобожденными от суеты мирской.

Как сделать японский сад камней своими руками

Что понадобится:

• кирпичи, небольшие камни или низкие деревянные оградки для создания границ;

• брезент;

• камни;

• песок или гравий;

• грабли.

По желанию:

• мох;

• небольшая скамейка;

• небольшие кустарники;

• садовое освещение.

Внимательно осмотрите свой участок и решите, где вы именно на даче вы ходите создать сад камней своими руками.

• Определите его размер и форму. Большинство каменных садов прямоугольные или квадратные, но нет ничего плохого в том, чтобы построить круг или произвольную форму. То же касается пространства. Маленький сад дзен может принести вам столько же спокойствия, сколько просторный. Поэтому их часто делают и на столах.

• Удалите всю траву с площади, на которой вы хотите создать свой сад.

• Выкопайте неглубокую траншею глубиной около 5-7 см вокруг границы.

• Покройте область брезентом. Это предотвратит рост сорняков и высушивание песка.

• Вверните края брезента в траншею.

• Положите кирпичи или небольшие камни в траншею, чтобы закрепить брезент, а также создать границу для сада камней. Если не хотите использовать кирпичи или камни, вы можете построить низкий деревянный забор. Бамбук в этом случае является наиболее распространенным видом материала.

• Рассыпьте песок или гравий (или смесь обоих) по всему брезенту. Постарайтесь сделать поверхность максимально гладкой и плотной. Если вы живете в очень ветреной местности или часты дожди, гравий подойдет лучше.

• Расположите несколько камней в границах участка, затем разгребите песок, чтобы создать изображение волн или рябь.

• Добавьте мох, кусты, скамью для медитации или немного освещения, если хотите.

• Ваш сад камней завершен!

Настольный сад камней

По тому же принципу можно сделать настольный садик. Как основу лучше взять коробку или емкость с небольшими бортиками. На дно засыпать песок и выложить гальку или уникальные камни, которые остались у вас с путешествия. В качестве растений можно расположить парочку суккулентов. Имитировать волны вы сможете подручными средствами: детскими граблями или обратной стороной ручки, вилкой и прочим.

Автор: Краснова Елена

Картина дня

наверх