На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Огород, сад, балкон

69 854 подписчика

Свежие комментарии

  • Елена Шемякина
    Тогда получается, что почти ничего нельзя сеять? 🥹Когда сидераты мо...
  • Ирина Юрова
    25 см это же маленькая высота. Вы их вкапывали ?Идеальные грядки ...
  • Марина Свобода
    выросли палки. а плодов то нет. И удобряю, и поливаю, и выгуливаю на солнышке на балконе... Увы..Как просто выраст...

Плохая почва — не проблема, или Как я выращиваю овощи в траве. Преимущества приподнятых грядок

Сколько людей мечтает о земле «палку воткни — вырастет», завидуя украинским чернозёмам! И покупают машинами этот чернозём себе на участки в надежде, что теперь уж точно всё изменится. Спешу огорчить — той почвы, которая называется «украинский чернозём», не будет! Она очень зависит от материковой, богатой кальцием породы, от количества осадков, от произрастающей растительности и сообщества почвенной живности.

Это называется умным словом «биогеоценоз». Всё вместе купить не удастся. Проще переехать на ПМЖ в украинское село.

304Плохая почва — не проблема, или Как я выращиваю овощи в траве.

Но расстраиваться не нужно, поскольку чернозём, при всех его замечательных свойствах — не самый главный компонент плодородия. И прекрасно «ужиться» можно практически с любой почвой, которая вам досталась на участке. Не верите? Я попробую вас убедить.

Почему пустынный Израиль — рай для сельского хозяйства

Несколько лет назад мы ездили в Израиль к родственникам мужа. В Беэр-Шеву, что на севере пустыни Негев, занимающей, кстати, 60% территории Израиля.

В одном из садовых центров города, наблюдая за пересадкой растений в отдельные ёмкости с неприглядной смесью песка, перлита и чего-то, отдалённо напоминающего торф, я от души и вслух пожалела несчастные растения. На мои сетования по-русски откликнулась работница, проводящая эту процедуру.

Русская, родом из украинской деревни, где «палку воткни – растёт» и те самые чернозёмы. Говорит, плакала первое время над местной «землёй», хотела бросить всё и уехать. Это ещё в садовом центре в горшки торф добавляют или финский перегной, а уличные растения вообще в песке сидят! Потом присмотрелась к тому, как оно всё растёт, цветёт и плодоносит, слёзы утёрла и осталась работать.

К слову: израильский работник сельского хозяйства может прокормить порядка сотни человек, а российский – только 15. Израиль, где для сельского хозяйства пригодны всего 19% земель, на 95% обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства и ещё экспортирует!

Все, наверное, видели в супермаркетах зимой зелень, сладкий перец, авокадо из Израиля по заоблачным ценам. При том, что с водой там не просто плохо, а ужасно: для полива может быть использована только вода из канализационной системы, прошедшая очистные сооружения неоднократно. Или опреснённая, но это дорого. Изобретение капельного полива – оно же не от хорошей жизни!

В Израиле – высокотехнологичное сельское хозяйство: капельный полив, дозированные, вместе с поливом, подкормки, затеняющие укрытия, теплицы, мульчирование, сетки от насекомых и птиц и тому подобное. Всё это, по большей части, в том самом Негеве.

Это я к тому, что хороший результат можно получить на любой почве. Даже и без неё можно получить – гидропоника и аэропоника тому дополнительное подтверждение.

Значит, на первое место выходит эффективность – количество затраченного труда и ресурсов на килограмм, допустим, томатов. Нужен-то не чернозём, сам по себе, а чтоб меньше работать: поливать, подкармливать, сорняки полоть. А помидоров чтоб – вёдрами! Кстати, насчёт уменьшения сорняков, чернозём не помощник, а совсем даже наоборот.

Собственно, чернозём решает только проблемы подкормки и рыхлости, да и то на время. Стоит ли его покупать за немаленькие деньги, если полив – не уменьшается, количество сорняков – увеличивается, питательные вещества и структура через год-два сойдут на нет? Тут каждый решает сам.

Можно пойти другими путями, их, как и везде и во всём, много и они разные. Но для начала надо понять, с чем мы имеем дело.

Капельный полив на израильских улицах

Как традиционно мы улучшаем почву

Условия на всех участках, даже соседних, разные – те самые «биогеоценозы». Лучший вариант – середнячок. Не глина, не песок, не чистый гумус, а их смесь. При этом не кислая, не известковая почва, а нейтральная. Не сырая, не сухая, а равномерно увлажнённая. Желательно, освещённая солнцем в первой половине дня.

Но такого счастья мало очень и на всех не хватает. Значит, надо счастье себе создать. Можно героическими усилиями осушить сырой участок, перелопатив тонны грунта и проложив дренаж, который регулярно надо будет чистить. А можно по периметру берёзы посадить, и тогда бороться придется с засухой.

На засушливом участке можно организовать капельный полив, или автоматическую систему традиционного орошения. Или сделать прудик – дизайнерское решение. Ну, лейка, опять же.

Глину можно смешать с завозным песком (а песок – с глинистой землёй), торф – с известью, известковую почву – с торфом. И регулярно всё это обновлять.

И самый традиционный вариант – завезти почву, сделать грядки, цветники, каждый год вносить под перекопку навоз, компост, торф – что удастся купить. Или, что на этот момент будет наиболее разрекламировано.

Только мне кажется, очень уж трудоёмко это всё. Хотя, тем слаще будет ваш помидор…

На засушливом участке можно сделать прудик.

Какая почва досталась мне

В качестве примера более ленивого, экологичного и экономного по времени и затратам, могу привести свой опыт. Методики опробованы в двух регионах: Хабаровский край и Кубань.

Условия: в первом случае – сухой плотный суглинок с нейтральной реакцией, причём сухой, бедный и затенённый большую часть дня из-за растущих по периметру участка тополей. Внесение навоза, торфа только улучшало их (тополей) благосостояние, мало отражаясь на культивируемых под ними растениях. Спилить было нельзя – муниципальная собственность. Вегетационный период в регионе 5 месяцев, остальное, почти без перехода, — очень холодная зима.

Во втором случае – предгорья Кавказа. Долина небольшой речки с переходом на горы. Горы – это очень условно, их тут выше 400 метров и нет. Но склон присутствует.

Почва – рыжая глина, с участками голубой и с тонким, сантиметров 5-10 гумусным слоем. Не везде, впрочем, в некоторых местах и того нет. Слабокислая. На склоне — очень сухая летом и умеренно влажная зимой, на ровной части — зимой перенасыщенная влагой, летом пересохшая. Есть где развернуться с экспериментами! Вегетационный период – 9 месяцев, зима очень мокрая, вода на этой глине стоит.

С началом вегетации буйная местная растительность «выхлёбывает» за месяц все запасы воды и начинается сухая жара. Бонусом, поскольку предгорья и лесистая местность, идут перепады температур день-ночь 10-15-20 градусов.

Хозяйствование в Хабаровском крае со всеми проводимыми там экспериментами, оказалось замечательным опытом для обустройства на новом месте, несмотря на разницу условий. Потребности-то у растений везде одинаковы.

Глобальные геоустроительные работы не в моём вкусе. Я пошла нетрадиционным путем.

Наш участок в Хабаровском крае, который окультуривался более 30 лет, в июне. 

Как я делаю приподнятые грядки

«Долгоиграющий» и универсальный способ выращивания овощей на любой почве – приподнятые огороженные грядки с нужным наполнением. Например: скашиваю траву на выбранном участке, муж его огораживает, делает короб. Мы предпочитаем доски, но это дело вкуса и доступности материалов – металл, дерево, пластик, плоский шифер, кирпич – кому что нравится. Я ещё, бывает, камнем обкладываю. Но камнем – для декоративных растений и клубники. Некоторые плетни плетут, как корзинка получается.

Дно короба я застилаю картоном или старыми хлопчатобумажными вещами, или бумагой «крафт», чтобы многолетние сорняки там благополучно скончались, превратившись в удобрение. Заодно будет теплее, сконденсируется влага, набегут червячки и процесс пойдёт веселее. Можно ещё старые журналы использовать, газеты толстым слоем. Этой прокладкой можно регулировать водопроницаемость: для песка – потолще, да ещё и бортики сделать.

Дальше идёт слой дренажа – весь мусор, который есть в распоряжении: мелкие веточки, щепки, сухие стебли растений вперемешку с листвой, травой, скорлупой орехов. А также битый кирпич (побить помельче), щебень, реквизированные у собаки своевременно незарытые косточки. Этот слой может быть достаточно толстым – в парнике, например, сантиметров 40.

Поскольку делается это всё, как правило, осенью, то дополнительно щедро засыпается листвой и всякими растительными остатками. А сверху, в некоторых случаях, тонкий слой земли – вот тут можно проявить творчество, комбинируя глину, песок, компост. Я не заморачиваюсь, сыплю свою глину, сантиметров 10.

До начала посадок она частично размоется и уйдёт в нижние слои. Для батата, бахчи, тыквенных, кукурузы и фасоли– никакой земли, только кучи скошенной травы. Туда же (прослойкой) – кухонные отходы, заквашенные «Байкалом ЭМ». Пока тепло, пусть микроорганизмы работают.

Поскольку дом у нас свой, и водяное отопление смонтировано от дровяного котла, зола весь отопительный сезон идёт в грядки, под деревья, под розы (о, как они любят золу и благодарно на нее отзываются!), под землянику.

Короб для высокой грядки мы делаем из досок. 

Вся трава — на грядки!

А дальше — ещё проще: по весне с первым покосом, а трава у нас вырастает до основных посадок, всё скошенное укладывается в грядки и проливается «Байкалом ЭМ». Микроорганизмы начинают работать, черви под подстилкой ставят демографические рекорды, перерабатывая почву в полезнейшие копролиты, перемешивая и рыхля слои.

Правда тут сразу появляется крот, ошалевший от такого количества еды. С кротом я стараюсь дружить: он роет ходы в этой страшной глине, выкидывая чистую рыхлую, без семян сорняков землю на поверхность, где я её собираю и использую для рассады, для парника, для новых посадок. К тому же он довольно эффективно уничтожает медведок, хрущей, слизней, личинок всяких. Овощи и корешки он не ест, если подкопал что-то нужное, можно просто утрамбовать эту землю и полить.

Кстати, кроты не любят звука работающего садового триммера, при регулярном летнем подкосе травы они уходят к соседям.

Весной мелкие семена сажаю в насыпанные на преющую траву «дорожки» кротовой земли, крупные просто втыкаю в траву, картошку запихиваю под слой травы, рассаду высаживаю, разгребая в траве ямку. Все молодые растения сразу мульчирую скошенной травой. Выкашиваем 17 соток своих, 4 сотки соседнего заброшенного участка. Даже с 4-5 покосами травы хватает не всем.

По весне с первым покосом всё скошенное укладывается в грядки и проливается «Байкалом ЭМ».

Преимущества приподнятых грядок с травой

Об очевидных плюсах этого способа:

  • поскольку состав грядки формируется искусственно, не так уж и важно, на какой почве она стоит;
  • структура грядки достаточно рыхлая для комфортного развития и клубней, и корнеплодов, да и вообще для всех корней растений;
  • значительная экономия на поливе – толстый слой травяной мульчи сконденсирует под собой испаряющуюся почвенную влагу, соберёт на себя утреннюю росу и сбережёт влагу от жары и выветривания.
  • сорняки прорастают только совсем уж злостные;
  • решается вопрос с кормёжкой растений: те самые, из «Байкала ЭМ» эффективные микроорганизмы, изголодавшись в бутылке, набрасываются на обилие органики и начинают её всяко употреблять, в качестве побочных продуктов выделяя легкоусвояемые для растений питательные элементы.
  • мало этого, их оргии сопровождаются выбросом тепла, что ускоряет процесс, одновременно согревая корни растений и стимулируя червяков к ещё более активному размножению (они ведь не только лопатой размножаются, но и по-другому умеют!);
  • весной грядка прогревается быстрее;
  • однажды созданная грядка работает много лет, если её регулярно пополнять скошенной травой, кухонными отходами с эффективными микроорганизмами, пересыпать золой.

Из очевидных минусов – надо много травы. Но для нас это не минус.

Это реально ленивый сугубо органический вариант. Такой агротехнический приём, как рыхление, не нужен вообще. Большую часть работы по созданию рыхлой и плодородной почвы будут делать почвенные обитатели. Микроорганизмы, перерабатывая органику, питают растения, согревают им корни. Дождевые червячки рыхлят почву, перемешивают её слои, обогащают своими отходами, пронизывают почву системой ходов (в этом им помогают и многие другие – личинки, рачки, муравьи, цикадки и пр.), насыщая её воздухом и сконденсированной влагой. Для овощных растений такого варианта более чем достаточно. Им комфортно.

На Кубани мы хозяйствуем третье лето. Без навоза, классического компоста, минеральных подкормок. Урожай вполне устраивает. Место под батат и картошку выбрано там, где зимой стоит  вода. Но грядки приподнятые, и даже оставшаяся в земле картошка не сгнивает, а прорастает по весне.  Морковка, сельдерей растут в самой сухой зоне, они засыпаны толстым слоем травы и не страдают сильно даже с минимальным поливом.

Идея выращивания овощей на траве, под травой и в траве поначалу пугает, пока не проникнешься естественностью процесса: в природе ведь всё происходит именно так. С обязательным участием всей почвенной живности: от бактерий и грибков до кротов и жаб. Каждый из них вносит свой посильный вклад.

Традиционная обработка почвы с перекопкой, рыхлением, подкормками, борьбой со всеми, кого мы считаем вредителями, разрушает создававшиеся веками биоценозы. К тому же требует больших затрат труда и ресурсов.

Отрыв живого организма от его естественной среды не приносит пользы и даже совсем наоборот. Лучше жить дружно с окружающим биоценозом. Мы ведь по наивности своей считаем, что всё про него знаем, и, проявляя подростковый максимализм, делим на полезный и вредный.

А если оценивать по степени вредности, то для природы вреднее человека никого нет. При этом пользы как-то совсем мало. Поэтому хочется хотя бы минимизировать вред.

Потребительское отношение убивает почву. За всю историю земледелия, в результате неправильного использования почв, потеряно около 2 млрд. га продуктивных земель, они превратились в пустыни и «дурные земли», на которых ничего толком не растёт. Это больше, чем вся площадь современного земледелия (1,5 млрд га). Очень печальная статистика.

Конечно, садоводы и дачники своей деятельностью не наносят такого глобального вреда, как промышленное сельское хозяйство. Но лучше всё же приносить пользу. Себе. Своей семье. Своему саду. А там, глядишь, и во вкус войдём.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх