Житель смоленской деревни Липово Юрий Лукьяненко построил себе из бутылок двухэтажный дом, в котором и поселился вместе с женой, дочкой и двумя мохнатыми котами.
— Еще в начале 70-х прочитали мы с братом Виталием в журнале «Наука и жизнь», что в США один мужик построил себе один дом из стеклянных бутылок, а второй — из пивных банок, — рассказывает он.
— Брат тогда и загорелся: вот бы и нам дом из бутылок построить! Но тогда бутылки 12 копеек стоили, это деньги были, а сейчас — ничего не стоят, везде валяются. В общем, решил я в качестве стройматериала бутылки использовать.Есть в Смоленске эксперт по винно-водочным бутылкам — Леонид Прокопович, депутат облдумы, долгое время руководивший предприятием по производству стеклотары в Рославле. Он строительству дома из бутылок не удивился:
— И в советское время из них и дома строили, и заборы. Только дорого это обходилось, и уж больно много выпить нужно было. Ну, а сейчас пустые бутылки только в стеклобой идут.
Необычный дом находится практически прямо на магистрали М1 Москва — Минск, недалеко от российско-белорусской границы: если знать, куда смотреть, так его и с дороги видно. Дом и издалека выглядит необычно: стены — словно кружевные и блестят, но лишь подойдя ближе, понимаешь, что сложены они из рядов самых обычных бутылок — зеленых, коричневых, бесцветных, причем цвета эти составляют геометрические узоры, а у самого дома — не четыре банальные стены, а множество граней. Как у граненого стакана. Хозяин говорит, что как раз так и задумывалось.
— Всего тут 30-35 тыс. бутылок, точнее не скажу — кому надо, пусть сам считает, но на один квадратный метр стены нужно 420 бутылок, — говорит он. — С материалом проблем не было. Как-то тут сказал в шутку, что половину всех этих бутылок могу на свой счет записать, но, на самом деле, «своих», конечно, меньше. Начал собирать бутылки в 2006 году — ездил вдоль трассы, плюс рядом у меня две автостоянки, договорился, чтобы мне отдавали, что от водителей остается. Когда начал строить — стали соседи приходить, предлагали помочь — мол, «в сарае мешок бутылок лежит», так я уже даже не все забирал.
Для фундамента использовал бетон, так что стоит дом на прочной основе. Бутылки пошли на стены, и как именно он их клал, Юрий Иванович, каменщик 4-го разряда, помалкивает — мол, нужно целую книжку написать, чтобы рассказать, как он все строил. Но кое-где у него дома еще можно посмотреть, из чего сделаны стены: горлышко одной бутылки вставляется между горлышками двух других, противоположно направленных бутылок, и все это укрепляется раствором. Толщина стены, таким образом, получается в 60 см. Отопление в доме печное, и держит тепло стеклянный дом отлично.
Еще одну книжку Лукьяненко может посвятить легализации своей постройки. Процесс занял больше двух лет. Когда мастер с семьей начал в своем доме жить, пришлось вместе с архитектором голову ломать, как объект записывать: ну не внесешь же в графу «строительный материал» «бутылки пивные, винные, водочные, из-под фанты»? Чтобы не дразнить гусей, записали скромно: «стеклоблоки».
Главной проблемой смоленского «кулибина» было государственное оформление своего бутылочного чуда. Повесить табличку с номером 27 на самодельный дом, оказалось самой сложной задачей в этой истории. Двухэтажное здание власти оценили как несанкционированную постройку на участке, где стоит дом его матери.
Потом Юрий попал под «дачную амнистию», его бесчисленное количество раз проверяли многочисленные ведомства, прошлось оформить огромное количество бумаг, сделать адрес, внести изменения во все документы на землю. Одних только кадастровых паспортов он поменял четыре штуки. А еще оказалось, что такого строительного материала, как бутылки, просто не существует в природе и, соответственно, чиновники записать его в документах не могут. К счастью, здесь все разрешилось хорошо и бутылки в документах назвали «круглыми стеклоблоками».
— Килограммов пять у меня переписки по поводу этого дома, спасибо хоть «дачная амнистия» помогла, — говорит он. — Как раз с архитектором меньше всего проблем было: она прошла, посмотрела: углы дома кирпичные, опасности для жизни людей строение не представляет, а из чего там стены сделаны — какая ей разница?
Внутри дома особо и не поймешь, что он построен из стекла: поверху стены обшиты гипсокартоном, сверху — обои.
— Зачем все это — не могу сказать точно, — признается Юрий Иванович. — Хотелось попробовать. А вообще не люблю клише, стандартов. Ну, вот зайдешь в Смоленске на Киселевку (спальный район. — Ред.) — оттуда же потом не выберешься, все дома одинаковые! А вот «дом со львами» в Смоленске все знали (здание в стиле конструктивизма, поначалу именовавшееся «домом героев «Железного потока», поскольку там жил красный командир Епифан Ковтюх, а сейчас известное как «дом со львами». — Ред.). Так вот у меня в деревне теперь все знают мой дом из бутылок. Я вот еще ворота из бутылок построю — триумфальную арку в честь своей победы над бюрократами!
Бутылочный домик Алексея Пьецуха
Журналист «МК» А.Добровольский рассказывает следующую историю создания бутылочного дома:Участок в посёлке достался Алексею Пьецуху в начале 1970-х гг. Однако, стоявший там дом вскоре сгорел. По причине отсутствия денег на новое строительство, лётчику-ветерану два лета подряд пришлось прожить в устроенной на участке землянке. Но, как известно, советский человек на выдумки хитёр, особенно если он имел отношение к конструированию самолётов, и, в конце концов, Пьецух всё-таки начал строить новый дом, заменив дорогой кирпич… обыкновенными бутылками, которые собрал, проехавшись по окрестным дачам, санаториям и пансионатам. Технология выработалась такая: накладывался толстый слой цементного раствора, и в него аккуратно вдавливались бутылки донышками наружу – ряд за рядом. Сверху вновь раствор, в него – новый ряд бутылок… Так и вырос высокий двухэтажный дом, увенчанный шпилем с летящей белой чайкой.
Сколько всего бутылок понадобилось для строительства, мастер не считал. Единственная «статистическая подробность», которую вспоминал потом Алексей Иванович, – на квадратный метр сплошной стены уходило около полутора сотен «единиц стеклотары».
Как показали годы эксплуатации дома, бутылочные стены по прочности не уступали кирпичным, хорошо держали тепло зимой и прохладу летом благодаря воздушным полостям внутри бутылок. В солнечные дни по комнате рассыпались зеленоватые блики, а по вечерам при зажженных в помещениях лампах, дача словно светилась изнутри всеми оттенками зеленого.
Домик был хорош. Домик был местной достопримечательностью… Домика больше нет… После смерти хозяина в 1990-х годах он перешёл к наследникам, которые продали участок чеченцам, а те, недолго думая, снесли всю эту красоту и выстроили на этом месте огромный особняк.
Нам же с вами осталось несколько снимков, случайно найденных в архивах очевидцев, да воспоминания девушки, гостившей в этом домике в далёком детстве:
«…он был не только летчиком-испыталем но и полярником, и писателем, и много еще кем. А еще был он великим любителем красивых женщин. Когда приезжал автобус с новой партией отдыхающих, он всегда приходил его встречать, выбирал самую красивую и знакомился с ней. Очень интересный был человек. Я бывала у него в домике. Там было море книг, рисунки известных художников с автографами авторов.
Дом принадлежал Пьецуху, действительно построил сам. Талантливый мужик был. Только говорить не мог, у него связки были вырезаны, и при разговоре он хриповато посвистывал и прикрывал дыру в горле жидкой бородкой.
Дом был уникален. Я часто там бывала, потому что приходилась ему почти родственницей. Он увлекался самолетами. До того, как богатенькие буратины обрубали его участок, там еще и два ангара стояло!
Еще он рисовал, по всему дому были развешаны его рисунки, много портретных зарисовок и конструкторских.
Житель южноуральского поселка Теченский Хамидулла Ильчибаев построил настоящий жилой дом из стеклотары,
Я когда начинал строиться, даже не предполагал, что есть столько разных видов бутылок шампанского. Причем, разных не только по цвету, но и по «калибру». Пока собирал, насчитал шесть разных размеров. Даже попросил наших умельцев мне из плексигласа специальную мерку вырезать, чтобы каждый ряд кладки одного размера делать. Иначе под крышей бы вровень не сошлось. А потом приноровился — теперь на глазок диаметр любой бутылки вплоть до миллиметра определить смогу, — рассказывает чудо-мастер.
По словам сельского архитектора, на строительство дома площадью 99 квадратных метров у него ушло 12 тысяч бутылок.
Пивные бутылки, как стройматериал, вызывали опасения — а выдержат ли нагрузку? И тогда Хамидулла объездил с ними несколько пунктов приема стеклотары и договорился обменять на более прочные — из-под шампанского. С них-то и началась стройка века. Недостающие семь тысяч «кирпичиков» докупал по мере поступления на пунктах приема — по рублю за штуку. Или забирал в ресторанах после корпоративов и банкетов. Еще и спасибо говорили.
Хамидулла подошел к строительству дома основательно. Выкопал котлован и заложил фундамент, собрав для него не один десяток валунов, без дела валявшихся на дорогах поселка. Затем построил каркас из бруса. Причем, вопреки деревенским традициям поставил брус вертикально, оставив между ним небольшие щели, которые заполнил монтажной пеной. Это для того, чтобы дерево не «гуляло», подсыхая. Затем изнутри и снаружи облицевал брус утеплителем, использовав фальгированный материал, который не по зубам грызунам. И только после этого приступил к выкладыванию стен.
Строительство дома из бутылок обошлось как минимум в 5 раз дешевле обычного. С учетом конечной внутренней отделки, подведения газа и монтажа системы отопления Хамидулла потратил на него чуть более полумиллиона рублей. А достроив, подарил на свадьбу старшему сыну.
На закате бутылочное стекло начинает играть всеми оттенками зеленого, и дом приобретает игриво-камуфляжную окраску.
Беседки из бутылок
Свежие комментарии