
В Москве проходит фестиваль «Московское лето. Цветочный джем», в рамках которого многие российские дизайнеры украсили улицы столицы цветочными скульптурами и ландшафтными инсталляциями, объединили в одно целое городские пейзажи и чудеса природы.
Один из таких проектов — «висячие сады» у входа в Российскую государственную библиотеку, они станут своеобразной зоной отдыха для москвичей.Куратором этого проекта стал ландшафтный дизайнер из Великобритании Мэтью Чайлдс, он уже известен российской аудитории своим прошлогодним проектом-садом «Чёрный куб» по мотивам картины Малевича. Мэтью — обладатель множества международных наград, известный у себя на родине специалист и в этом году председатель жюри открытого международного конкурса городского ландшафтного дизайна на фестивале «Московское лето. Цветочный джем».
Если уж говорить о современных садах и ландшафтах, то именно с таким человеком, и Мэтью согласился встретиться с нами и ответить на несколько вопросов.
Например, если это частный маленький сад для семьи, то он должен способствовать улучшению отношений между родственниками, настраивать их на общение и соответствовать их интересам. Если это сквер в центре города, то в нём должно быть удобно проводить время коллегам в обеденный перерыв, а если огромный парк, то хорошо бы предусмотреть удалённые друг от друга прогулочные зоны и места для уединения. И каждую задачу решают свои растения, цвета, материалы.
— А КАКИЕ РАСТЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ВЫ ЛЮБИТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОИХ РАБОТАХ?
— Мне нравится, когда сад остаётся садом круглый год. Конечно, в британском климате добиться этого проще, чем в российском, но всегда можно найти выход. Например, я большой поклонник всевозможных кустарников. Если цветы увядают, то кустарник остаётся на месте и украшает сад даже в снежную погоду. И я не боюсь использовать скульптуры, камни и металлы: они прекрасно работают вместе с растениями, с их помощью можно многое сказать. Я предпочитаю чёткость и графичность во всём: простые, понятные формы, аккуратные линии — это мой стиль.
Что касается цвета, то я обычно стараюсь сконцентрироваться на простых природных оттенках и не боюсь чёрного, ведь на его фоне любой другой цвет кажется живописнее. Яркие оттенки несут энергию, но это необязательно должна быть тёплая солнечная палитра. С помощью нескольких оттенков одного зелёного цвета можно создать нечто совсем нескучное!
— КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ СОВРЕМЕННЫМ САДАМ В РОССИИ?
Дань традициям — это прекрасно, но традиции умеют уживаться и с современностью. В Англии тоже есть такая проблема: старшее поколение не любит рисковать и чувствует себя в безопасности, когда всё остаётся по-старому. Но ведь так здорово, когда городской ландшафт отражает лучшие идеи каждой эпохи! Мне кажется, вам нужны эксперименты с цветом, формой, скульптурами. Я знаю многих российских дизайнеров, и я уверен — они поймут, о чём я говорю. Они бы прекрасно справились с задачей обновления Москвы. Но я понимаю, что это «медленное путешествие», и действовать тут нужно аккуратно.
В саду должна быть продуманная система освещения, это особенно важно для России с её суровым климатом, ведь в том время, когда растения не могут выполнять свою главную роль, именно освещение создаёт настроение. И мне кажется, что в каждом саду должна быть вода. Небольшой пруд, ручей, водопад или фонтан — выбор за вами и вашим дизайнером, но сад — это природа, а природы не бывает без воды.
— Это огромная проблема, которая теперь ощущается даже в маленьких городах и деревнях, что уж говорить о мегаполисах. Вы сами видите, что в центре города и в его деловых районах практически нет деревьев, разве что несколько аккуратных клумб. И дело не только в том, что растения — это красиво, от них зависит наше здоровье, причём как физическое, так и психическое. Весь день мы сидим в офисе под кондиционером, а вечером выходим на улицу и идём домой по загазованному шумному городу. Это же просто ужасно!
Было бы здорово находить место для деревьев и для необычных решений с растениями. Мой любимый пример — здание Bosco Verticale в Милане. Его называют вертикальным лесом, и не зря: около тысячи деревьев и тысячи других растений не просто украшают, а прямо растут на двух небоскрёбах. Представляете, как повезло тем, кто живёт и работает рядом! Ведь они дышат практически лесным воздухом.
— КАКИЕ САМЫЕ КРАСИВЫЕ САДЫ ВЫ ЗНАЕТЕ?
— О, я могу перечислять до бесконечности. Проще будет немного сузить круг и назвать мои любимые сады в Великобритании. На ум сразу приходит Wisly Garden, я люблю его как раз за то, что он прекрасен в любое время года, здесь можно бесконечно гулять, любоваться видами и каждый раз открывать для себя что-то новое. Но это традиционный сад, к которым привыкло большинство людей.
А в Шотландии, например, есть сад под названием Garden of Cosmic Speculation. Это лучшее воплощение современного сада из всех, что я знаю — простор, сдержанность, чёткая геометрия и симметрия. Взгляд просто отдыхает!
Ещё я очень люблю японские сады — за то, что даже обычный камень в них несёт какой-то смысл, за то, что они простые, упорядоченные, не бросаются в глаза, но навсегда врезаются в память.
— ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ЛАНДШАФТНЫМ ДИЗАЙНЕРАМ?
Свежие комментарии